Особенности вертолетовождения над безориентирной местностью
Местность считается безориентирной, если на ней отсутствуют естественные и искусственные ориентиры и преобладает однообразный ее характер.
К такой местности относятся: большие лесные массивы (тайга), пустыня, степь и тундра.
Условия вертолетовождения над безориентирной местностью определяются ее физико-географическим расположением и характеризуются:
— трудностью ведения визуальной ориентировки;
— недостаточностью наземых РНС;
— сложностью метеорологической обстановки и недостаточностью информации об ее изменении;
— трудностью определения навигационных элементов и ветра в полете;
— малым количеством аэродромов и посадочных площадок.
Визуальная ориентировка в безориентирной местности затруднена вследствие полного отсутствия или малого количества ориентиров, однообразия фона и характера местности.
Лесные массивы (тайга) занимают значительную территорию многих стран. Основными ориентирами в лесных массивах являются: дороги, реки, озера, линии электропередач, отдельные промышленные объекты, просеки и вырубки леса и характерные формы рельефа (овраги, обрывы,, вершины гор). Посадочных площадок в лесных массивах недостаточно. В отдельных случаях для посадки вертолетов можно использовать поймы рек, вырубки леса, отдельные поляны.
Пустыни — это районы с крайне засушливым климатом и бедной растительностью. Для ведения визуальной ориентировки в пустыне можно использовать реки, караванные тропы (дороги), арыки, каналы, русла высохших рек, колодцы, отдельные участки с небольшой растительностью (оазисы). В пустыне расстояние до ориентиров значительно скрадывается, часто наблюдаются миражи. В отдельных районах пустыни, где господствуют ветры одного направления, господствуют песчаные гряды, расположенные параллельно друг другу в направлении ветра, и барханные цепи, расположенные в ряд перпендикулярно направлению господствующего ветра. Для посадки вертолетов в пустыне можно использовать выветренные уплотненные участки белесо-желтого цвета.
Степцые районы характеризуются относительно ровной поверхностью t бедной высохшей растительностью и в беспорядке разбросанными отдельными деревьями и кустарниками. В большинстве районов степной зоны знойное лето, малоснежная зима, сильные ветры. Относительно ровная поверхность, твердый грунт степей создают благоприятные условия для выбора посадочных площадок с воздуха и осуществления посадки.
Тундра расположена в основном на материковой части Арктики и представляет собой равнинно-болотистую местность с бедной растительностью. Для ориентировки в тундре можно использовать конфигурацию береговой черты, реки, озера, дороги, а в отдельных районах и рельеф местности (горные вершины, хребты). Метеорологические условия в тундре сложные. Зимой это сплошная белая пустыня, летом — однообразный ландшафт с малым количеством характерных ориентиров. Хотя местность в тундре и равнинная, посадочных площадок с твердым грунтом недостаточно. Зимой глубокий снег требует предварительной укатки, летом почва тундры торфяно-болотная.
В безориентирной местности недостаточно наземных РНС и аэродромов ввиду особых условий рельефа, грунта, растительности и отсутствия дорожной сети. Отсутствие характерных ориентиров, недостаточность РНС, сложность метеорологической обстановки во многих районах безориентирной местности создают трудность в определении навигационных элементов полета, направления и скорости ветра. В этих условиях экипаж обязан более тщательно готовиться к полетам и комплексно использовать в полете навигационно-пилотажное оборудование, счисление и прокладку пути.
Для выполнения полетов над безориентирной местностью чаще всего используется полетная карта масштаба: 1 : 200 000, так как на ней более подробно и наглядно нанесены характерные особенности рельефа, точечные ориентиры и растительность. На полетной карте выделяются границы лесных массивов, степных и пустынных районов, береговая черта и тундра. При подготовке к полетам тщательно изучаются и отмечаются на карте все характерные особенности местности, которые можно использовать для ведения визуальной ориентировки, а также площадки, пригодные для посадки вертолетов. К таким характерным особенностям можно отнести отдельные балки, караванные тропы, высохшие озера и русла рек, отдельные высоты, лесозащитные полосы, просеки и вырубки леса. Особо важно при подготовке к полету уточнить границы распространения барханов, песчаных гряд и наличия колодцев с пресной водой. Необходимо проконсультироваться по вопросам ведения визуальной ориентировки с другими экипажами, выполнявшими полеты над данным районом безориентирной местности. На полетной карте должна быть нанесена система геодезических или прямоугольных координат для применения навигационного комплекса, целеуказания и передачи данных разведки.
Маршрут полета над безориентирной местностью выбирается с наименьшим количеством изломов, вдоль имеющихся линейных ориентиров и прокладывается по общим правилам. Зк ИПМ, КПМ, как правило, принимается РНТ аэродрома или Характерный ориентир вблизи аэродрома. Основные точки маршрута задаются геодезическими или прямоугольными координатами.
При выполнении полета в районах с жарким климатом (пустыня) необходимо учитывать, что повышение температуры воздуха приводит к уменьшению мощности двигателя, ухудшению взлетно-посадочных свойств вертолета и увеличению расхода топлива.
Контроль пути и определение места вертолета производится с использованием автоматизированных систем счисления пути, визуальной ориентировкой по характерным складкам местности, счислением и прокладкой пути. Курс следования систематически уточняется по углу сноса, измеренному с применением ДИСС. Момент выхода вертолета в заданные точки определяется по расчетному времени с контролем по линиям положения от наземных РНС. Для выхода вертолета на трудно опознаваемые с воздуха наземные цели (площадки десантирования) выбираются характерные линейные или площадные ориентиры, от которых рассчитываются курс и время полета, а также изучаются особенности местности, обеспечивающие выход вертолета на заданные объекты и их опознавание. При невозможности ведения визуальной ориентировки вывод вертолета на заданные наземные цели осуществляют с применением РНС или наведением с земли, используя радиолокационные станции обнаружения и наведения.